Porsche - Здесь музыка играет

Здесь музыка играет

Они заботятся о том, чтобы звук Porsche был таким, каким полагается именно Porsche. Визит в лабораторию звукового дизайна центра разработок в Вайссахе.

Студия звука — да, но несколько иного рода. DСтены покрыты серыми, конусообразными звукоизолирующими элементами, в центре — 911-й цвета коричневый металлик на роликовом стенде. Перед ним напоминающая огромный микрофон акустическая камера. Царство звукового дизайна Porsche.

Здесь, в акустической лаборатории Вайссаха д-р Берн-хард Пфэффлин, заведующий лабораторией техники колебаний и акустики, и его команда создают звучание Porsche. Студия позволяет записать источники шумов без отражения и с помощью акустической камеры выполнить локализацию шумовых источников в автомобилях. Полученные записи составляют своего рода медиатеку звуков.

В акустической камере можно определить источники звука и визуализировать шумы
Руководитель лаборатории акустики д-р Бернхард Пфэффлин знает точно, какие звуки исходят от привода 911-го

Саундтреки — и проникновенную мелодию оппозитных двигателей, и крещендо клапанных механизмов или выхлопной системы — можно микшировать на компьютере, а затем настроить по-новому. Аналогично происходит и студийная запись музыки. Когда разрабатывается новая модель, саунд-эксперты знают, как она будет звучать еще до того, как прототипы выкатятся на испытательный полигон. Всегда имеются и резервы для совершенствования, так как нормы шумового воздействия становятся все жестче. Задача в том, чтобы снизить уровень шума от автомобиля — и одновременно обеспечить водителю четкое понимание того, как ведет себя в данный момент привод Porsche. Разработке такого саунд-дизайна инженеры-акустики в Вайссахе отдаются целиком.

При этом понятие «саунд-дизайн» вводит в заблуждение, создавая впечатление, что звучание шумов автомобиля можно сконструировать с целью последующего воспроизведения записи. Однако пение двигателя Porsche не синтезируется, оно есть выражение его аутентичности, утверждает Пфэффлин. «Задача в том, чтобы выгодно представить уже существующее звучание. Но это не самоцель. Мы стремимся органично усилить уникальный звуковой образ двигателя. Может быть, немного отфильтровать или приглушить там, где определенные обертона могут нарушить общую гармонию».

Вот такая прикладная физика, в основе ее — исследования Германа Людвига Фердинанда фон Гельмгольца, который около 150 лет тому назад жил и занимался наукой в Берлине. Его открытия в области акустики актуальны до сих пор. Специалисты говорят: «Кто владеет Гельмгольцем, тот контролирует звук». Резонатор Гельмгольца уже многие годы помогает обеспечить в каждом Porsche нужную тональность: маленький ящик в воздухозаборном тракте с помощью электроуправляемой заслонки изменяет звучание в зависимости от нагрузки и частоты вращения двигателя — подобно клапанам саксофона. Но есть железное правило: это не должно идти за счет мощности и крутящего момента и увеличивать вес. Не говоря уж об увеличении расхода топлива. «Здесь мы в Porsche неумолимы. Разумеется, важно наслаждаться хорошим звучанием. Но на первом месте все же ходовые качества», заявляет руководитель лаборатории акустики Porsche.

Для исключения посторонних шумов при записи стены облицованы звукоизолирующими панелями

Еще одна система, с помощью которой специалисты добиваются желаемого звучания, это акустический резонатор. Это не какой-то громкоговоритель, а скорее звуковая дорожка, проводник звуков, состоящий из полимерного шланга с газогерметичной мембраной. Страстные звуки горна выхлопных труб несутся к салону. Поскольку многие водители по-разному воспринимают акустическое действо, его можно дозировать с помощью клапанного вентиля и газогерметичной заслонки через мембрану, которая работает подобно барабанной перепонке человеческого уха.

На практике это означает вот что. Как только водитель включает спортивный режим на центральной консоли для более непосредственного управления двигателем, подвеской и трансмиссией, заслонки акустического резонатора и резонатора Гельмгольца полноcтью открываются. Так водитель и в плане акустики получает подтверждение, что он едет в Porsche. Если кому-то его голос покажется чересчур интенсивным, можно вернуть комфортный режим и ехать дальше в тишине.

Акустическая обратная связь — это дополнительное удовольствие от вождения и в то же время чувствительный индикатор степени напряжения систем автомобиля. Он должен сигнализировать водителю, в какой мере в данный момент задействованы тяговое усилие и интенсивность ускорения для выхода на определенную скорость. Бернхард Пфэффлин: «Задача состоит в том, чтобы акустически выразить эксплуатационное состояние автомобиля. Ведь оно у Porsche моментально изменяется при хорошем ускорении и интенсивном торможении. Целенаправленное совершенствование звучания помогает лучше оценить и точнее классифицировать спектр изменений».

А искусственная голова на штативе имитирует восприятие человеком, стоящим рядом с машиной

Так удается лучше понять особенности ускорения. Если автомобиль «поет» слишком тихо (ученые говорят об «акустическом разъединении»), водитель может недооценить набранную скорость. Кому-то тогда при 200 км/ч может показаться, что он едет слишком медленно. Подобные ощущения могут иметь фатальные последствия. При съезде с магистралей по узким участкам с крутыми поворотами точная оценка степени развиваемого приводом усилия играет существенную роль. Когда акустическое ощущение адекватно развитому усилию, водитель лучше чувствует порог безопасной скорости. В противном случае водитель вынужден полагаться исключительно на тахометр, который всегда дает лишь абстрактный сигнал, что чревато неверной интерпретацией скорости.

Инженеры-акустики, главным образом, заняты тем, чтобы отфильтровать звуки, которые раздражают. Дизайнер звука модельного ряда Carrera Бернд Мюллер: «Говоря образно, вначале звук нового двигателя напоминает работу каскада масляных насосов». В конструкции моделей Porsche таких насосов несколько, их механическое пение свойственно определенному прототипу, при этом звук характерен для любых шестеренчатых сочленений. «Наша задача в том, чтобы так приглушить эти голоса, чтобы они не мешали водителю чувствовать ход автомобиля».

Искусственная голова на пассажирском сиденье записывает звуки, как их воспринимали бы органы слуха человека

Например, для уменьшения громкости стука привода клапанов акустики разработали клапанную крышку со специальным ребристым внутренним профилем. Сервоприводы системы управления, система кондиционирования воздуха и привод щеток стеклоочистителя также не влияют на движение, а их звуки, по-возможности, должны как бы пролетать мимо ушей водителя.

Может сложиться впечатление, что задне- или среднемоторные 911-е, а также Boxster/Cayman существенно облегчают задачу акустиков в отличие от переднемоторных моделей. Ведь благодаря тембру оппозитного двигателя с более хриплыми обертонами создается звуковой образ автомобиля со спортивным характером, который так и зовет к гонкам и наращиванию оборотов. «У моделей Cayenne, Panamera или Macan дистанция между мотором и пилотом, пожалуй, немного больше. Но суть и мотивация нашей деятельности постоянны: мы позволяем услышать, как работает двигатель, даже если у V-образных двигателей более расслабленный спектр звуков. И если водитель четко и ясно чувствует степень нагрузки на двигатель, то автомобиль идет лучше, а водитель в большинстве случаев где-то даже счастливее», объясняет Бернхард Пфэффлин.

Как было сказано выше, нельзя искусственно создавать звуки и через громкоговоритель добавлять их в звуковой спектр привода. Закон «О чистоте немецкого пива» не допускает искусственных ароматизаторов и наполнителей. Так и Porsche: он должен быть чистокровным.

Текст Михль Кох
Фото Бернд Каммерер